История рукопашного боя

Первые письменные упоминания о русском рукопашном и палочном бое датируются XI-XIII в.в. и уже в это время представляется сложившейся традицией, имеющей широчайшее распространение на территории Древней Руси.В статье известного историка Б. В. Горбунова «Палочные бои» Этнографическое обозрение от 1996 г. читаем: "...челобитная Гаврилы Малышева выборного от детей боярских Курска на Земский Собор 1648-1649 г.г". В ней говорится: «...в дальних странах крымския и литовския стороны в северских и польских старых и новых порубежных городех и селях в деревнях всяких чинов многия люди в воскресные седмичные во многия дни и по вечерам...сходятся на улицах ... и меж собой кулачные и дрекольные бои чинят...».

О популярности именно стеношной формы рукопашного боя, так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев — знаменитых писателей и поэтов: Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, и изыскания первых русских этнографов, хорошо знающих народную жизнь — Забелина, Солнцева и Сахарова, а также сохранившиеся полицейские протоколы и государственные указы (как не вспомнить знаменитый указ Императрицы Екатерины I, от 1726 года регламентирующий проведение стеношных боев). Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания. Один из пионеров российского бокса барон Кистер, человек создавший первый в России боксерский клуб и издавший на русском языке практическое пособие по боксу и французскому боксу - савату, в своей книге посвященной английскому боксу один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем.
Согласно свидетельствам очевидцев стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, хорошо известно, что стеношные бои проводились не только в крупных городах, но и в обычных деревнях и селах, причем в течении всего года.
В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, например, на Москве реке, на святки и Масленицу в "стенках" собиралось до 20 тысяч бойцов) для которых в черте города сложно было бы найти такое большое и при этом ровное место. К тому же река естественным образом ограничивала поле боя для участников.

Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, «мазку» (того на ком кровь) не бить. Нарушение правил осуждалось обществом и виновного наказывала своя же команда.
Стеношный бой напоминал сражение двух настоящих армий, только без оружия, с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые записные бойцы), каждая стенка имела и своего предводителя — надежу-бойца, который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы, а также в принципе был сильнейшим бойцом своей команды.

В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую во все века показывали в войнах русские солдаты. Не желавшие ходить в стенку, были вынуждены платить довольно серьезный денежный штраф и подвергались общественному осуждению и порицанию. На службу в армию, молодые мужчины приходили уже полностью подготовленными.
Чтобы понять значение небывалой стойкости русского солдата (в следствии занятий стеношным боем) в рукопашном бою достаточно вспомнить крылатую фразу Наполеона: "Русского солдата мало убить, его после этого еще надо повалить!"

Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде. Так например, под названием «коллективный бокс», до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов и первенств под руководством нашего знаменитого боксера и чемпиона Константина Градополова. Однако впоследствии эта традиция была безнадежно утеряна. Тем не менее, мы не должны забывать, что рукопашный бой и стеношные бои это наша, уникальная, чисто русская традиция, которая имеет тысячелетнюю историю и сохранить и передать ее по наследству наша первоочередная задача!

Состязания обычно начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе, следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои «сам на сам», где бойцы, выходя на поединок, бились на кулаках, нанося друг другу удары корпус и голову, допускались также различные подсечки (отсюда знаменитая поговорка "Москва бьет с носка"). Бились по различным правилам: до сбивания на землю ударом (до трех сбиваний), до первой крови, до сдачи противника и признания своего поражения, бой на палках, борьба в схватку и не в схватку, "об одну ручку" и многое многое другое.
Также существовал кулачный бой «удар на удар» или " раз за раз", когда противники наносили удары по очереди. Каждое место в России имело своих героев и удальцов.